FB Twitter YouTube Одноклассники

Инклюзия: мечты и реальность

ИНКЛЮЗИЯ: МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Как решают вопрос доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в Оше?
До 1 сентября остаются считанные дни. Ошские школы откроют свои двери для более 60 тыс. ученикам. Но, эти двери останутся закрытыми для сотни других детей.
По данным Ошского городского управления образования в городе проживают, более 1000 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них 579 детей школьного возраста. Почти 20% не ходят в школу. Это официальные данные. Представители неправительственных организаций утверждают, что количество оставшихся за бортом образования гораздо больше, так как многие родители просто скрывают своих особенных детей.
Амантуру (имя изменено) сейчас 16 лет. У него ДЦП, с умственным развитием проблем нет. В школу никогда не ходил, дома тоже не обучался. Его мечте стать врачом, родители поставили крест.

"На мое желание учится, мама всегда резко отвечала -"Зачем тебе учеба?". Мне уже 16 лет. Но я хочу учиться, я должен стать врачом. Буду ходить в школу, даже если поздно. Поступлю в университет", - говорит Амантур.

О судьбе подростка, стало известно во время исследования общественного фонда "Улыбка", по выявлению не учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья . По словам, главы организации Эльмиры Умаровой , сейчас сотрудники проводят разъяснительные работы с родителями Амантура
К сожалению, многие родители стыдятся своих детей. Из -за решений взрослых сотни детей не ходят в школу, которые, так же как и Амантур мечтают получить образование. Мы почти 10 лет работаем в этом направлении, есть сдвиги, хоть и небольшие. Многие родители опасаясь мнения общества, лишают детей будущего.

Эльмира Умарова
директор ОФ "Улыбка"
Закон КР "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья 33. Обеспечение доступа к получению образования и профессиональной подготовки лицам с ограниченными возможностями здоровья

Государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями здоровья создание необходимых условий для доступа к получению информации, образования и профессиональной подготовки.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья, получение среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и их детей в государственных общеобразовательных учреждениях осуществляются бесплатно и без ограничения в возрасте.

Негосударственные образовательные учреждения вправе устанавливать льготы по оплате за обучение детям с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в целях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимым профессиональным и трудовым навыкам согласно индивидуальной программе реабилитации и при невозможности предоставления услуг по дополнительному образованию государственными учреждениями вправе закупать социальные услуги у реабилитационных центров соответствующего профиля.
Лучше поздно, чем никогда
Омургуль в 14 лет закончила первый класс
Омургуль с мамой.

У Омургуль тяжелая форма ДЦП. Обе руки и левая нога поражены. Но, она очень смышленая девочка.

Её мама очень надеялась, что ребенок выздоровеет и потом уже пойдет в школу, они потеряли 7 лет.

Омургуль сейчас 14. В этом году пойдет во 2 класс. Она уже умеет писать свое имя, работать на компьютере и рисовать. Девочка все это делает правой ногой.

"Каждая мать не хочет признавать инвалидность своего ребенка. В надежде, что она вот-вот будет ходить сама, не заметили как прошли эти 13 лет. Наконец решила, пусть она будет учиться на дому. Омургуль очень старательная, ей интересно заниматься, всегда ждет свою учительницу. Конечно, было бы лучше, если б она ходила в обычную школу вместе с другими детьми, но удивленные взгляды дочь переносит тяжело", -говорит мама девочки Азиза Сактанова.
Омургуль правой ногой пишет, рисует и работает на компьютере
Боязнь насмешек и презрений
Почему родители выбирают обучение на дому?
Рахматулла
Рахматтулло Омурзаков в этом году пойдет в 8 класс. Ему не знакомы чувства тоски по школе и одноклассникам во время летних каникул. Просто ждет свою учительницу Зарифахон. Когда, мы в сопровождении педагога пришли в дом подростка, Рахматтулло очень обрадовался. Его обучают по специальной программе. Сейчас он пишет, читает и рисует. В будущем хочет стать учителем.

У Рахматтулло тоже ДЦП. Но он передвигается без посторонней помощи, помогает родителям по хозяйству. Подросток мог бы ходить в школу, но мама опасается, что сыну будет трудно в обществе, где инвалидов до сих пор презирают.


Неправительственные организации подтверждают, отношение общественности к людям с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) неоднозначное.

"Родители рассказывают много историй о том, как их дети подвергаются дискриминации. Например, в одной из школ города сам директор, позволил себе унизить выпускницу с ограниченными возможностями. Он, за день до Последнего звонка попросил девочку, чтобы та либо совсем не приходила на праздник, либо сидела где-нибудь в не видном месте", - рассказывает директор общественного фонда "Смайл. кж" Лариса Кузнецова.
По итогам исследований НПО стало известно, что 50-60% детей, обучающихся дома, могли бы ходить в обычную школу. Но родители отказываются отпускать детей в учебное заведение.

"Мы много спорим о качестве домашнего образования. Никто не контролирует, как обучают, что извлекает от этого ребенок. Экзаменов тоже нет. Мы провели простой тест, уровень детей очень низкий. В качественном образовании детей, в первую очередь, должны быть заинтересованы сами родители. Многие могли бы ходить вместе с другими в обычную школу, но родители стыдятся выходить с особым ребенком на улицу. С таким неправильным рассудком мы боремся уже более 10 лет, проводим разъяснительные работы среди родителей. Но есть дети, которые совсем не обучаются, поэтому иногда домашнее обучение тоже выход. Некоторые, наотрез отказываются от учебы, твердя: "Зачем моему ребенку образование? Не лезьте, сами решим, что делать!" - говорит директор ОФ "Улыбка" Эльмира Умарова.


Эльмира Умарова
директор ОФ "Улыбка"
Закон КР "О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Статья 39. Воспитание и обучение на дому

В случаях, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях общего типа или специальных образовательных организациях, с учетом желания родителей воспитание и обучение проводятся на дому. При этом одному из родителей либо лицу, его заменяющему, предоставляются материальное обеспечение и льготы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Кыргызской Республики.

Органы управления образованием и образовательные организации обеспечивают обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по общеобразовательной или индивидуальной программе.

Соответствующие образовательные организации по месту жительства детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают помощь родителям в их обучении на дому.

"Солнечная" Розалия
Синдром Дауна не мешает учиться в обычной школе

У Розалии синдром Дауна. Учится вместе с обычными детьми в средней школе. Мама девочки по указанию врачей, сначала устроила Розалию в специальную школу. Но атмосфера этого заведения не понравилась ребенку, и она наотрез отказалось ходить туда.

"Розалия в детстве ходила в наш реабилитационный центр. Но ее развитие по сравнению с другими детьми с синдромом Дауном было лучше. Этому повлияло отношение родителей, ее с раннего возраста приучили общественности. Многие просто запирают особенного ребенка, что приводит только к ухудшению", - говорит директор реабилитационного центра детей с ограниченными возможностями Зарифа Акматова.


Рамилия, относится к своему ребенку как к обычному. Никаких поблажек не делает. Девочка, в свои 12 лет, любит помогать по дому. В будущем хочет стать поваром.

"Всегда стараюсь считаться с интересами дочки. Она хочет стать поваром, сшили для нее форму повара. Все, что могу сделать для нее - это поддержать ее увлечения. Дочка должна выбрать профессию и научиться жить самостоятельно", - говорит Рамилия Дусаева.

Любимые предметы Розалии - физкультура и рисование. Одноклассники всегда стараются создать приятную атмосферу
Только в 40% школ города Ош, созданы условия для инклюзивного образования. Сейчас 360 детей с ограниченными возможностями посещают школы. Но эксперты считают, инклюзия - это не только пандусы, но и профессиональная готовность учителей к работе с особенными детьми. Но пока эти проблемы остаются не решенными.


Инфографика: В Оше проживают более 1000 детей с ограниченными возможностями здоровья
В Оше, действует общественный фонд, который вот уже несколько лет занимается проблемами внедрения инклюзивного образования. "Smile.KG" на днях успешно завершил двухгодичный проект "Завтра в школу". В рамках программы в 2015 году на базе реабилитационного центра, в городе открылся подготовительный класс для детей с ОВЗ. Здесь педагог, прошедший специальный курс, готовил детей в школу, также проводил дополнительные занятия для учащихся в школе.

За два года, в 4 группы приняли 40 детей. Из них, 10 обустроены в школы города Оша и Карасуйского района. Кроме того, более 200 детей, проходившие реабилитацию в центре посещали подготовительные курсы. Сейчас проект завершился, но класс не закрыли. Государство выделило деньги, на оплату труда педагога.

Занятия в рамках проекта "Завтра в школу"
"После подготовительного курса, мы обустроили детей в школы города Ош и Карасуйского района. Но, этот процесс был не легким. Многие директора и учителя боялись взять особого ребенка и задавались вопросом "Как мы будем обучать ребенка с ОВЗ, если нет опыта?". Но инклюзивное образование - требование сегодняшнего дня. В школах, где учились наши дети, мы проводили классные часы для учителей о правах получения образования детей с ОВЗ, рассказывали о том, как работать, строить отношение с особенным учеником. Учителя в свою очередь полученным знанием делились со школьниками

Тазагуль Сагымбаева
педагог проекта "Завтра в школу"
Саёра, не может ходить самостоятельно. В школу приезжает на специальном велосипеде, собранным отцом. Ограниченную возможность здоровья победила сильное желание учиться.
Руслан Мусабаев закончил первый класс на отлично. Он ходит в школу, в сопровождении бабушки. Утром посещает школу, а после обеда идет в реабилитационный центр, где с помощью педагога делает домашние задания.
Лариса Кузнецова
директор ОФ "Смайл.кж."
"Дети с ограниченными возможностями, как и здоровые, имеют права на получение образования. Поэтому, мы должны развивать инклюзивное образование. Первые шаги к этому - установка пандусов. Почему мы требуем улучшать инфраструктуры в учебных заведениях? Во-первых, законы Кыргызстана, Конвенции о правах детей с ОВЗ - во всех документах говорится, что все дети имеют право получать образование в школах. Во-вторых, когда ребенок-инвалид, учится вместе с другими детьми, играет, поет и танцует, он будет развиваться быстрее. Адаптация к социуму пройдет безболезненно.
По плану Министерства образования и науки, к 2020 году все школы Кыргызстана будут готовы к инклюзивному образованию. Сейчас в стране реализуются разные проекты в этом направлении. Но в регионах, в том числе и в городе Ош большинство школ были построены еще в советское время, в этих зданиях организовать доступную среду очень трудно, а иногда просто невозможно.

Тем временем, представители гражданского общества считают, для инклюзивного образования необходимо улучшать не только инфраструктуру учебных заведений, но и профессиональную, психологическую готовность педагогов.





Салтанат Жудошова
методист Ошского городского управления образования
"Техническая, материальная база школ, не отвечают требованиям инклюзивного образования. Построить пандусы в каждой школе мы не сможем. Потому что, при строительстве старых школ, такие моменты не были учтены. Например, дорожки для колясок, специальные туалеты и учебные пособия - все эти средства доступной среды в старых школах отсутствуют. А при строительстве новых школ все это учитывается.

На счет подготовленности учителей, их обучают как строить отношение с особенными детьми. Мы, также контролируем педагогов, обучающих инвалидов на дому".

До середины 90-х годов в Кыргызстане в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала сегрегация – отделение их в процессе обучения от здоровых детей. Ребята с особыми потребностями обучались в специальных школах, в интернатах. Позже в нашей республике наряду с традиционной системой начали внедрять инклюзивное образование — обучение детей с нарушениями в обычных дошкольных и школьных учреждениях вместе со сверстниками.

Инклюзивное образование основано на идее равенства прав и возможностей: мы все разные, но каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Мы все способны чувствовать и думать, мы все нуждаемся друг в друге, и наша ценность не зависит от наших способностей и достижений. Обучение же в спецшколах нередко ограничивает эти права, ведь такой замкнутый мир отличается от реального и не дает особенным детям возможности для адаптации в обществе и социализации.

В настоящее время, в Кыргызстане проживает более 28 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, младше 18 лет. В 675 образовательных организациях, обучаются около 4 тыс. детей школьного возраста и более 2 тыс. детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности и особые образовательные потребности .
Над проектом работали:
Материал подготовлен при поддержке Интерньюс в Кыргызстане и "Клооп Медиа" в рамках проекта "Усиление независимых СМИ в Центральной Азии".


Жооп калтыруу

Пикир калтыруу

avatar
wpDiscuz