Ош. Край небесных скакунов

Ош – один из самых древних городов не только Кыргызстана, но и всей Центральной Азии. Даже если допустить некоторую погрешность в расчетах историков можно не сомневаться в почтенном возрасте города. Сегодня Ош один из крупных экономических и культурных центров Кыргызской Республики с особым административным статусом, который он получил в начале нулевых годов. Население Оша со всеми пригородными селами достигает около 500 тысяч человек.

Ош упоминается в многочисленных исторических документах преимущественно китайских и арабских путешественников. По одной из версий на месте нынешнего Оша находилась столица древнего государства Давань – Гуйшань. Китайские императоры очень ценили даваньских скакунов, которыми славилось древнее государство. Поэтому в своих исторических записях они называли Давань “страной небесных скакунов”. В некоторых исторических документах даже упоминается конфликт между даваньскими царями и китайскими императорами из-за великолепных местных лошадей.

После “даваньского” периода в истории Оша наступил “караханидский”, которую сменила “монгольская” эра. В позднее средневековье после распада могущественной империи Чингизхана на многочисленные ханства город попал под влияние кокандских правителей, которое сменилось в 19 веке Российской империей.

В своей богатой на разные события истории Ош никогда не был военной или административной столицей многочисленных ханств и военных государств появлявщихся и исчезавщих на территории Ферганской долины, известной в те времена как Паргана.

В этом отношении Ош был похож на многие торговые города-государства, играя важную роль в цепочке Шелкового пути, простиравшегося от Сианя до Венеции. Поэтому например, караханиды сделали военной столицей Узген, выгодно расположенной у реки Кара-Дарья, орошающей большую часть долины, а не Ош, который как нам кажется, только выиграл от этого. Ош процветал, благодаря своему особому статусу – экономической столицы.

В 1876 году Ош вместе с другими городами Ферганской долины вошёл в состав Российской империи, и в том же году стал центром одноименного Ошского уезда. Этот период ознаменовался строительством «нового города» в Оше, так называли местные жители новый квартал, который появился в городе после заселения его русскими и украинскими переселенцами. Этот квадрат можно и сегодня узнать по одноэтажным зданиям в самом центре Оша, недалеко от городского стадиона.

Там же ошский градоначальник создал новый парк по российскому образцу, который сегодня называется парком отдыха и культуры имени Токтогула. Напротив, парка расположен памятник «вечного огня», где похоронены красноармейцы, защищавшие город от басмачей. Мало кто знает, что там похоронены первые комсомольцы Касымбеков и Зайнабидинов, имена которых носят две центральные улицы Оша. Имена других защитников города вбиты на постаменте у стен Русской православной церкви.

Согласно историческим документам во время боев за город противники использовали каналы и арыки, которыми буквально был изрезан город для подавления сопротивления. В 1920-ые годы Ош как раз пережил несколько таких локальных наводнений, когда осаждающие перекрыли один из местных арыков. Для города, который расположен на террасах в пойме реки Ак-Буура они имели серьезные последствия.

В «новом городе» или в «славянском» квартале в тенистом сквере находится единственная в городе православная церковь. В советское время в церкви архангела Михаила располагались сначала городской клуб, потом филармония, а в прилегающем здании даже устраивали дискотеку и только в 1992 году церковь была возвращена православной общине Оша.

Надо признать, что аналогичная участь постигла и мусульманские мечети в городе, которые были возвращены верующим также в 90-ые годы прошлого столетия после развала Советского союза.

Самыми знаменитыми культовыми зданиями Оша являются мечеть Аль-Бухарии расположенная у центрального базара. В исторической части города находятся два уникальных здания первая — мечеть «Рават Абулла-хана». Во времена существования Шёлкового пути такие мечети строили только в Ферганской долине и включали в себя помимо непосредственно самой мечети ещё и караван-сарай, поэтому они назывались «рават», что значит «крепость».

В Кыргызстане такой же «рават» находится в Торугартской долине Нарынской области, где также проходили тропы Шёлкового пути.

В советское время в мечети «Рават Абдулла-хана» сначала находилось училище, потом во время Второй мировой войны на короткий период она была возвращена верующим, но после ее опять забрали и сделали музеем. И только в 90-е годы она была возвращена верующим.

Если идти вдоль арыка от этой мечети можно выйти на другую улицу, где расположена другая историческая мечеть, построенная в начале двадцатого века знатным горожанином Мухаммедом Юсуф Байходжи-Оглы. Её уникальность в том, что потолки мечети расписаны в традиционном, так называемом «ферганском стилем», растительными, яркими орнаментами и узорами. Это довольно нехарактерно для мечетей, потому что большинство строились по аскетичному «арабскому» стилю.

К сожалению, в городе почти не сохранилось архитектурных памятников прошлого, потому что многие из них были разрушены во время громкой антирелигиозной кампании в 60-ые годы прошлого столетия и строительства новых жилых кварталов.

Поэтому самым узнаваемым историческим памятником в городе является Сулейман-гора, её силуэт виден с неба, когда подлетаешь к городу со стороны Андижана или, когда въезжаешь в Ош по трассе, соединяющей север и юг страны.

Его очертания невозможно перепутать с другими горами, которые высятся за ним в долине. Вообще это довольно необычно прямо посередине долины увидеть самые настоящие горы!

Высота горных пиков Сулейман-горы свыше одной тысячи метров, а длина горного ряда составляет 1 140 метров, представляя собой пятиглавую гору. Старожилы Оша говорят, что издалека эти горные вершины напоминают горб верблюда, присевшего отдохнуть после утомительного перехода через горные перевалы и ущелья по Шёлковому пути.

До 16-века гора, кстати называлась Бара-Кух, что в переводе с персидского означает «красивая гора». Персидский язык в те далёкие времена играл роль нынешнего русского и английского в общении между разными народами и народностями, населявшими благословенный край.

“Многие ученые связывают это название с именем султана Сулаймана Мази, жившего в XV веке. Он, впечатленный красивым видом горы и панорамой Оша, обосновал здесь свою летнюю резиденцию, где решались государственные дела, и название Сулайман-горы обрело другой смысл», — говорится в исторической справке в блоге “Туризм в Кыргызстане”.

Но, потом ниоткуда появилась легенда о знаменитом библейском царе Соломоне и стали утверждать, что якобы гора названа в честь него. Даже экскурсоводы музея показывают якобы следы от копыт коня Соломона на северной части горы.

В советские времена название горы сократилось до просто Сулейман-горы, а окрестные ребятишки, бегающим по склонам горы в поисках таинственных кладов называют её просто «Сулейманка».

В пещерном комплексе горы в советские время открыли уникальный музей, где на потолках повесили оригинальные лампы, имитирующие сталактиты, изготовленные по заказу на Майлусуйском электроламповом заводе.

Другим символом горы является молельный дом, названный в честь основателя Могольской империи на территории современных Индии и Пакистана Бабура. Поэтому Ош дважды в 1995 и 2005 годы посещали с кратким визитом премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто и президент Пакистана Первез Мушарраф.

Прославивший на века своё имя Захир-ад-дин Мухаммед Бабур, так полностью звучит его имя, по преданию велел построить на одной из вершин Сулейман-горы, откуда открывался великолепный вид на весь город молельный домик, куда он любил подниматься и молится, любуясь окрестностями.

В 1963 году во время антирелигиозной кампании молельный дом был разрушен до основания, и только в 1991 году ашарным методом был полностью восстановлен.

Историки говорят, что недалеко от дома Бабура, как теперь называют это место горожане, есть остатки фундамента другого неизвестного сооружения ещё более раннего периода. Но, к сожалению, она так и осталась неизведанной.

На Сулейман-горе на южном склоне сохранились наскальные рисунки — петроглифы. Поэтому можно смело сказать, что вся гора представляет собой уникальный исторический памятник, внесённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кстати в советские времена на горе даже хотели установить искусственный водопад, в память об этом с северной стороны горы остались огромные трубы с холодной водой. Сейчас ЮНЕСКО запрещает какие-либо строительные работы не только на горе, но и на прилегающей территории.

Сегодня это ещё и излюбленное место отдыха горожан и гостей города. Весной, когда тут распускаются первые цветочки миндаля горожане любят устраивать на северном склоне горы пикнике, поодаль от туристических троп.

В 2000 году, когда с размахом праздновали 3000-летие Оша вокруг окрестной территории горы установили красивый забор с орнаментами, символизирующем Шёлковый путь. На нем можно увидеть знакомые силуэты китайских пагод, египетских пирамид, самаркандских мечетей и венецианских дворцов.

Вход на территорию историко-культурного памятника сделали в виде каменных ворот «огня» и «воды», которые в древности символизировали вход в Ош с запада и востока.

Невозможно представить такой древний город как Ош, да еще на Шёлковом пути, без базара. Это его мотор и сердце вместе взятые, замолкает базар замирает жизнь в городе.

Как и тысячу лет назад базар в Оше расположен на левом берегу реки Ак-Буура, он тянется вдоль побережья реки, отвоевывая части земли у склонов. Сегодня, конечно же, базар выглядит иначе, чем во времена Шёлкового пути. Но неповторимый восточный колорит и дух ощущаешь и по сей день, посещая старую часть базара.

Только вот знаменитых чайхан почти не осталось на базаре, их место заняли многочисленные кафе “с местной и европейской кухней”. Зато сохранились ряды, где можно купить специи, пряную зелень, многочисленные сорта риса для плова и по старинке тут могут вам нашинковать желтую морковь для плова прямо на ваших глазах.Чуть подаль расположены ряды кузнецов, которые смастерят вам домашние тяпки, кетмени, прихваты  и даже гигантские мантышницы. Тут же стоят обязательные для почти каждого дома домашние самовары, которые являются необходимой вещью особенно во время больших семейных праздников.

В такие дни в Оше просто открываются настежь двери и в гости могут пригласить даже случайного прохожего, который в этот момент проходил мимо.

Здесь же недалеко до сих пор сохранился старинный караван-сарай, у входа которого как в раньше продают конскую сбрую и упряжку, а напротив знаменитую керамическую посуду, изготовленную из риштанской глины со знакомым многим туристам лазурными узорами.

Рядом с ними примостились стеснительные торговки маргиланским шёлком, который очень ценится у местных модниц, несмотря на капризность ткани. Дело в том, что маргиланский шёлк нельзя стирать привычным методом, потому что в противном случае нежные шёлковые нити просто разойдутся и платье испортиться. Его стирают вручную с помощью специальной щётки.

В советское время в Оше работал шёлковый комбинат, на котором производили и этот знаменитый шёлк “атлас”. Рядом распологался гренажный завод, где чистили коконы шелкопряда. Традиции шелкопрядства в Оше тянутся ещё с тех времён, когда через город проходили караваны Шёлкового пути из Сианя, минуя Кашгар.

Без чего немыслим Ош? Наверное без его знаменитой кухни, которая за многовековую историю города смогла объединить, казалось бы не сочетаемую друг с другом восточную и европейскую кухню. В ошских кафе, ресторанах и чайханах можно встретить уже адаптированную под вкусы местных жителей бефстроганов, бифштексы, щи, котлеты, фунчезу, борщ и многие другие блюда вместе с местными кулинарными изысками.

Ошские плов, самсы, манты, мастава, шашлыки, лепешки давно стали кулинарными брендами города. Без них невозможно представить Ош. Еще до приезда в город гости прежде всего наводят справки, где сегодня в Оше готовят самые вкусные самсы, манты и плов.

Например, сегодня таким кулинарным «квадратом» можно считать улицы Ленина, Курманжан-Датки и Вишневой, и еще район Нового автовокзала по Андижанскому тракту. Там сегодня пекут знаменитые ошские самсы с размером небольшой чайник с душистой шорпо. Местные самсы подают с маленьким острым ножичком, которым надо срезать верхушку и есть маленькой ложечкой ароматную начинку, заедая ее аппетитной корочкой и запивая, непременно зеленым чаем.

В чайханах на местном базаре можно попробовать вообще уникальный вид самсы, называемую «пармода». Местные умельцы готовят ее в тандыре, нанизав на шампуры. Они такие маленькие с хрустящей, многослойной корочкой.

Сейчас в Оше по традиции наступают сезон «зеленой» чучвары (местный аналог пельменей), которую готовят из нескольких пряных трав или горной травы «чырыш», отдаленно напоминающей лук с чесноком.

В чайханах с апреля по июнь все чаще вместо плова заказывают дымдаму из свежей капусты, молодого картофеля, ароматной баранины, обильно приправленной жамбулом, зеленым чесноком и кинзой.

Только в Оше во время празднования Нооруза или Рамазана на базарах и переулках можно как в старину встретить торговцев местными сладостями и халвой, которые традиционно готовят из разной пропорции муки, сахара, орехов, яиц, пряностей и меда.

Ошская кухня давно стала кулинарным брендом города на Шёлковом пути, и сегодня при умелой раскрутке и грамотно продвижении могла бы стать особой фишкой для привлечения туристов. Ее особенность именно в сочетании русской, украинской, грузинской, турецкой, уйгурской, китайской, дунганской, узбекской, таджикской и кыргызской кухни. Такого кулинарного разнообразия сложно найти в других городах на Шёлковом пути.

Ош уникальный город, который, удивительным образом, сочетает в себе советское прошлое с «хрущевками» и монументальными памятниками, пестроту восточных базаров, лабиринты глинобитных улочек и широкие современные магистрали.

Алмаз ИСМАНОВ

Оставить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опбуликован! Нужные поля помечены звёздочкой