Нужны ли родительские взносы в школах?

Последние несколько лет общественность обсуждает вопрос родительских взносов. Родители выступают с критикой в адрес школ, обвиняют руководство школ во взятках и многочисленных поборах.

Обычно учителя в ответ молчат.

Хотя, на мой взгляд, разъяснения и диалог с родительским сообществом могли бы рассеять непонимание со стороны родителей, и даже получить их поддержку. Родителям нужна четкая информация о том, какие процессы происходят сейчас в системе среднего образования, сколько и на что выделяются деньги из бюджета, на что собираются средства родителей и почему школы вынуждены просить помощи у родителей. Какие проблемы решает школа? Как родители могут помочь детям? Очень многие родители просто взваливают на плечи школы и учителей все вопросы: и не только образования, но и воспитания, снимая с себя всю ответственность.

По моему мнению, было бы здорово, если появилось бы какое-то информационное поле, где школы и родители могли бы обсуждать вопросы и проблемы, а также пути их решения. Например, Булан институт.

Школы города Бишкек получают финансирование из бюджета на несколько статей. Как правило, это статьи: зарплата учителей, коммунальные услуги и самые необходимые материалы, рассчитанные на определенное количество учащихся. Все остальное школа должна достать сама или привлекать родителей к софинансированию.

Давайте рассмотрим несколько моментов работы школ. Итак, на что собирают деньги у родителей? На ремонт – побелку, покраску, замену труб, окон, дверей, на покупку мебели и техники, тряпок, мела, мыломоющих средств. А также на частие детей в культурных и образовательных мероприятиях. Кроме этого на охрану и . учебники.

Мощность школ составляет от 600 до 1500 детей. Но практически во всех школах, особенно статусных (гимназии), фактическая численность детей составляет от 3000 до 5000 детей. Это значит, что школы учатся в две, а то и три смены с классами по 40-45 детей и по 6-8 классов в параллели. Массовое скопление детей вызывает необходимость принимать меры по санитарной безопасности. Уборка каждый час с использованием хлора, нагрузка на санузлы, точки питания, кабинеты. Но при этом расходы на эти цели исчисляются по нормам затрат на одного учащегося и сумма финансирование из госбюджета на текущий ремонт в итоге оказывается очень маленькой.

Основными проблемами школ являются нехватка учителей и нехватка учебников. Нехватка учителей обусловлена низкой зарплатой. Начинающий учитель получает зарплату чуть больше 6000 сомов за целый день работы. Средняя зарплата учителя составляет 10000 сомов. Поэтому многие учителя вынуждены подрабатывать в вузах, репетиторством в частных центрах и т.д.

При низкой зарплате учитель работает в классе, где по 40-45 учеников. Длительность уроков составляет 45 минут. За это время нужно успеть объяснить новую тему, опросить учащихся по предыдущей.

Времени на индивидуальную либо углубленную работу с отстающими или, наоборот, успевающими, не остается.

В некоторых гимназиях для того, чтобы мотивировать опытного педагога, доплачивается определенная сумма из родительских взносов. Так удается решать вопрос с хорошими кадрами.

Сумму ,собираемую с родителей, школы используют на приобретение дополнительного количества мела, тряпок, мыломоющих средств.

Отдельно собирается оплата на обеспечение охраны. Для чего нужна охрана в школе? В школах имеют место конфликты между учащимися. Наличие охраны и видеокамер внутри и по периметру территории школы обеспечивают большую безопасность учащихся, увеличивают уровень контроля безопасности.

Другой вопрос – это выезды школ на внешкольные мероприятия. Концерты, музеи, театральные спектакли – это крайне важный аспект образования и духовного становления каждого ребенка.

Кроме того, из-за отсутствия учителей в ряде школ нет уроков рисования, музыки, нет кружков и секций. Но каждое внешкольное мероприятие требует дополнительной оплаты со стороны родителей.

В августе специальная комиссия проверяет каждую школу на готовность к новому учебному году. Проверяется каждый класс и школа в целом. Однако деньги на ремонт выделяются в основном самым аварийным и нуждающимся школам. Остальные вынуждены изыскивать деньги на ремонт либо за счет спонсоров, как делают порой школы в селах (очень редко), либо за счет родителей.

Есть случаи, когда дети из новостроек только в школе имеют доступ к горячей воде из нагревателей.

Чем охотнее родители платят взносы, тем презентабельнее и привлекательнее выглядит школа – новая мебель, хороший ремонт, техника в классах, опытный педсостав. Такие школы пользуются спросом и родители стараются всеми способами записать ребенка в эти школы. Директор обязан принимать детей. Так возникает переуплотненность в одних школах, при том, что есть школы, которые недоукомплектованы. Порой родители прибегают к давлению или предлагают взятку, чтобы устроить ребенка в нужную школу.

Часто родители жалуются, что для того, чтобы устроить ребенка в школу нужно заплатить взнос. Особенно часто эти жалобы звучат в адрес статусных школ в городе Бишкек. В этом году правозащитники организовали прямую линию с министром образования по жалобам родителей о незаконных вступительных взносах.

Для того, чтобы родительские взносы использовались на нужды школы и для обеспечения прозрачности бюджетов, а также для большей самостоятельности школ были созданы попечительские советы при каждой школе. В состав ПС входят родители. Отчеты попечительских советов об использовании средств часто размещаются на информационных досках в школах. В любом случае, любой родитель вправе поинтересоваться об использовании средств. Очень часто Попечительский совет или классный комитет родителей принимает решение об освобождении многодетной или малообеспеченной семьи от взносов, или о предоставлении льгот.

Большую проблему представляет вопрос обеспечения школ учебниками. Учебники по норме рассчитаны на три года использования, но в школах до сих пор пользуются учебниками 1991 года издания. Во многих школах нехватка учебников приводит к необходимости их покупки родителями. Поэтому Министерство образования предлагало ввести арендную плату за использование учебников, но этот вопрос был воспринят родительским сообществом негативно. Многие родители говорят, что по закону образование должно быть бесплатным. То есть не должно быть никакой оплаты со стороны родителей. Но, несмотря на то, что государство каждый год увеличивает расходы на образование, проблемы по- прежнему остаются.

Асель ДЖАКЫПБЕКОВА, эксперт Булан института

 

Оставить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опбуликован! Нужные поля помечены звёздочкой