Что за вооружённые люди срывали рейс Ташкент – Алматы

В середине апреля открыли международный автобусный маршрут Ташкент – Алматы. Об этом написали многие СМИ, этому радовались многие люди. Этот рейс был закрыт 20 лет назад. Годами передвижение по Центральной Азии оставалось проблематичным – отсутствовали автобусные маршруты, или они были неудобными, или по ним курсировал допотопный транспорт. И вот, кажется, коммуникации стали налаживаться. В январе 2018-го началось регулярное движение по новому, то есть хорошо забытому старому автобусному маршруту Ташкент – Шымкент. Весной стал ходить упомянутый рейс Ташкент – Алматы. Но за каких-то пять дней с открытия его трижды сорвали вооружённые люди в форме, организовавшие блокпост на трассе. Какой орган они представляют? На каком основании останавливают перевозчиков? И почему их боится полиция? Журналисты Informburo.kz – партнёра «Открытой Азии онлайн» – побывали на блокпосту и попытались разобраться, откуда он взялся.

Казахстанские перевозчики обратились к правозащитникам и журналистам с просьбой помочь убрать военизированный блокпост на трассе Алматы – Ташкент в 30 км от Южной столицы Казахстана. По данным водителей и юристов, на якобы незаконном пропускном пункте круглосуточно стоят люди в военной форме, которые не дают проезжать междугороднему общественному транспорту.

Если водитель отказывается платить «дань» или игнорирует требование остановиться, то, по словам перевозчиков, их догоняют и вынуждают съезжать в кювет. При этом сотрудники блокпоста не представляются, не предъявляют документов, держат в руках свистки и полицейские жезлы.
Для разрешения конфликта перевозчики отправили заявление в МВД РК, однако ответили заявителям не в министерстве, а в местной полицейской службе города, заявив, что собирать доказательства перевозчики должны самостоятельно.

– Рейдерство имеет разные формы. В МВД в ответ на обращения отвечают, что такого блокпоста на 30-м километре трассы просто нет. Даже факт нахождения не подтвердили. Нам ответили, что мы должны защищать себя и собирать доказательства самостоятельно. Я вёл переговоры с отделом службы безопасности очень долго. Все действия частных лиц по сбору улик вне закона. Почему сотрудники МВД просят меня этим заниматься? Полицейские нам говорят, что сами их боятся. Мы съездили самостоятельно, отсняли видеоматериал и убедились в беззаконности действий лиц. Подрываются не только права казахстанцев, но и международные отношения, ведь по трассе ездят туристы, рабочие и так далее, – рассказал президент ОО «Союз защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван.

Он предложил журналистам поехать в рейс вместе с ним – проверить его заявление.

– Из-за курток у них какие-то рукоятки. Я хоть офицер запаса, но не эксперт, не могу с ходу определить, что это за оружие: газовое или огнестрельное, боевое или нарезное, автоматическое. Я не смогу физически драться с этими людьми, но они говорят, что им всё равно, кто им позвонит – такая безнаказанность у этих людей, – сказал Резван. – Никто не имеет права присваивать себе функции государственной власти Республики Казахстан. Нас кошмарят.
Василий Резван_Фото Алмаза Толеке.jpgВасилий Резван / Фото Алмаза Толеке, Informburo.kz


Судя по представленным документам, тиранить водителей неизвестные люди в форме начали в январе 2018 года. В феврале к защите перевозчиков подключилась Национальная палата предпринимателей «Атамекен», которая также адресовала запрос в МВД РК. Ответ на него министерство так и не предоставило. По крайней мере, по состоянию на 16 апреля его не было.

– Сотрудники блокпоста говорят, что мы можем обращаться куда угодно, никого не боятся. Может, их напугают журналисты? Нашу машину подсекали и сопровождали эти лица и загнали нас на обочину в грязь. Наш микроавтобус пришлось вытаскивать. Приехавшие по нашему вызову сотрудники дорожной полиции говорят: «Не надо ехать, вам голову свернут сейчас, мы сами боимся». У нас есть номер машины. Всё фотографировали, фиксировали, как нам МВД сказал, – обратился Василий Резван к журналистам.

Аналогичная ситуация с блокпостом уже возникала около двух лет назад. Тогда, по словам Василия Резвана, пост закрыли только после того, как стоявшие там люди прострелили ногу водителю автобуса, который отказался платить.

Председатель инициативной группы предпринимателей и пассажиров юга Казахстана Манана Мырзаходжаева заявила, что всех свидетелей бесчинств сотрудники блокпоста постоянно запугивают: угрожают порчей имущества, приезжая прямо на территорию автовокзала.
_mg_4525.jpgОдин из международных рейсов на трассе Ташкент – Алматы / Фото Алмаза Толеке, Informburo.kz


– Междугородние автобусы перевозят туристов, которые из Узбекистана приезжают к нам на лечение. 12 апреля мы открыли рейс Алматы – Ташкент, который был закрыт 20 лет назад. В этот день рейс выехал из Ташкента с 59 пассажирами, утром 13 апреля он был остановлен на посту и сопровождён на неизвестную прилегающую территорию лицами в камуфляже. Всем пришлось добираться дальше своим ходом, на такси или попутках, других автобусах. Перевозчиком являлась казахстанская сторона. Автобус простоял там до вечера, и только когда ему следовало делать обратный рейс, приехал на автовокзал Алматы. Такая же ситуация произошла на следующий день, только на этот раз было 55 пассажиров. Это сложно объяснить пассажирам. 15 апреля опять был сорван рейс с 45 пассажирами. Сейчас перевозчики уже официально отказываются обслуживать это направление – как с узбекской, так и казахстанской стороны. И это после всего трёх рейсов, – возмутился Ерлан Абильдаев, начальник службы перевозок автовокзала «Сайран», куда и должны были прибыть эти рейсы.

Через три дня после того, как Informburo.kz обнародовал всю эту информацию, к расследованию ситуации подключились власти региона. На месте блокпоста на трассе Ташкент – Алматы теперь дежурят полицейские. И 19 апреля из 20 автобусов на незаконных основаниях был задержан лишь один.

К этому моменту кое-какую информацию раздобыли и правозащитники. По их данным, это были рейдеры и таким образом они пытались заставить перевозчиков работать только с частным автовокзалом «Уш коныр», который располагается в 30 километрах от Южной столицы Казахстана, а не с «Сайраном», который располагается в самом городе.

Президент ОО «Союз защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван заявил, что своими действиями представители станции «Уш коныр» создавали почву для нездоровой конкуренции с алматинским автовокзалом «Сайран». Союз обратился напрямую к начальнику ДВД Алматинской области, который принял заявление правозащитников и организовал регулярное дежурство на этом участке трассы. Теперь экипажи дорожной полиции обязаны нести ежедневную вахту с двух ночи до шести утра.
_mg_4615.jpgНа месте военизированного блокпоста теперь через каждые полкилометра дежурят наряды полиции / Фото Алмаза Толеке, Informburo.kz


Журналисты снова выехали на место. Военизированного поста, который ранее юристы сняли на видео, действительно уже не было. Каждые полкилометра в районе автостанции «Уш коныр» действительно стояли полицейские экипажи. Автобусные рейсы в период с трёх ночи до шести утра никто из посторонних лиц не задерживал.

Опрос пассажиров международных рейсов показал, что им намного удобнее покидать транспортное средство уже в городе, а не на окраине. По их словам, их действительно высаживали в 30 километрах от Алматы (в районе «Уш коныра», – прим. ОА), тем самым вынуждая самостоятельно добираться до города, что влекло дополнительные расходы.

– Все должны подчиняться одному закону – Конституции. Перекрытие международных трасс – это покушение на нашу независимость. Поэтому мы пригласили средства массовой информации. Всё происходит в правовом поле. Сегодня мы были в Талдыкоргане у начальника областного ДВД. Как мы видим, сегодня людей в военной форме уже нет. Единственный, кто остановил наш конвой, – это государственный пост, где зарегистрировали нас, как положено по закону. В колонне было около 20 автобусов. Мы следили за соблюдением порядка. Мы выражаем благодарность сотрудникам полиции за то, что нас услышали. Мы не просим никого посадить, просто нужно было, чтобы пост был ликвидирован. И сегодня его нет, что будет завтра, я не знаю, – поделился мнением юрист Василий Резван.

Он добавил, что правозащитники провели 16 апреля пресс-конференцию – совместно с руководством автовокзала «Сайран». И после этого, по словам Резвана, директор «Уш коныра» сообщил о решении обратиться в суд.

– Мы благодарны ему за то, что он сказал слово «суд». Ведь тогда всё будет решаться по закону, а не на дороге, где «кошмарят» водителей. В любом случае, решать должны пассажиры, где они хотят выходить: за 30 километров от Алматы или уже в городе. Сейчас это недобросовестная конкуренция. Мы ждём их в суде. Мы подавали обращение (речь о заявлении в полицию, – Авт.) на неустановленных лиц, никого конкретно не обвиняли. Если директор автовокзала считает, что его задели, мы ответим в суде. Дай бог процветания «Уш коныру» и честной конкуренции. Мы никого не хотим обвинить, мы за добросовестную конкуренцию. В пятницу мы встречаемся с акимом на территории автовокзала «Сайран». Если пассажир хочет выходить в Алматы или в «Уш коныре», это только его право, – добавил он.
_mg_46512.jpgЭтот частный автовокзал находится в 30 километрах от Алматы / Фото Алмаза Толеке, Informburo.kz


Владелец нескольких частных автобусов и председатель инициативной группы предпринимателей и пассажиров юга Казахстана Манана Мырзаходжаева подтвердила, что 19 апреля в колонне из более чем 20 автобусов практически все успешно преодолели бывшую территорию блокпоста. Однако один из водителей всё-таки заплатил за проезд. Точную сумму Манана затруднилась назвать, так как водитель её не озвучивал, однако предприниматель отметила, что все денежные операции между водителем и рэкетирами осуществлялись из рук в руки, а не в кассу.

– Вся ситуация с автовокзалом «Уш коныр» длится с 8 января 2018 года. Сколько бы мы ни обращались, пока никаких сдвигов не было. Пришлось обратиться к СМИ, чтобы с вашей помощью хоть чего-то добиться. От водителей, ничего не объясняя, требовали, чтобы они заезжали на территорию автовокзала. Все автобусы сегодня, кроме одного, спокойно преодолели блокпост. Водитель сдался и пошёл брать «разрешение», – возмутилась Манана Мырзаходжаева.

Полицейские заявили, что держат ситуацию под контролем, и что по факту обращения Союза правозащитников уже начали служебная проверка.
– Возьмём ситуацию под свой контроль, проверка проводится, окажем своё содействие. Принудительного завоза автомобилей мы не допустим. Как маршрут предусмотрен, так и будет ездить, – сказал заместитель начальника ДВД Алматинской области Нурлан Алмасбеков.

Informburo.kz также удалось поговорить и с представителем вокзала «Уш коныр». Он оперативно прибыл на место событий, когда возле автостанции начали массово останавливаться автобусы, приехали полиция, юристы и журналисты. Мужчина представился заместителем директора «Уш коныра».
_mg_4638.jpgЗаместитель директора автовокзала «Уш коныр» Данияр Жунисов / Фото Алмаза Толеке, Informburo.kz


Факты принудительной остановки автобусов, а также неправомерных действий по отношению к водителям он отрицает. По его словам, со всеми коммерческими рейсами, останавливающимися на территории вокзала, был заключён официальный договор, предусматривающий посадку и высадку пассажиров.

– Таких фактов не было, никого здесь не останавливали. Здесь автобусы, которые стояли, со всеми у нас есть договор. Мы можем их предоставить по требованию. Никого принудительно здесь не задерживали. У меня вопрос к директору автовокзала «Сайран»: «Могут ли на его территорию заезжать коммерческие рейсы?» «Сайран» может работать только с регулярными рейсами, а не с коммерческими. Наш договор предусматривает посадку и высадку пассажиров. Все рейсы, которые располагаются на территории автовокзала, – коммерческие. То, что их кто-то заставляет, ещё что-то делает, всё это клевета и ложь. Со своей стороны мы всё будем делать на законных основаниях, – прокомментировал Данияр Жунисов.

Этой историей заинтересовались в Сенате Парламента РК. Депутат Владимир Волков обратился к премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву с запросом в связи с ситуацией вокруг «Уш Коныра» и попросил предоставить ему письменный ответ по итогам рассмотрения.


Стоит отметить, что это не первый скандал вокруг частного автовокзала. В 2015 году предприниматели, занятые в сфере пассажирских перевозок, жаловались, что представители «Уш Коныра» не позволяют междугородним автобусам ехать в город и заставляют водителей парковаться на своей территории. Расследование на эту тему тогда проводило радио «Азаттык». После жалоб перевозчиков журналисты отправились на место и увидели на въезде в «Уш Коныр» частный автомобиль Toyota черного цвета с проблесковыми маячками, люди из которой останавливали направляющиеся в Алматы автобусы, включая звук полицейской сирены. Водители остановленного транспорта подходили к тем, кто находится в этой машине.
CBE6FB19-9C5B-42E9-BF34-944703E3C154_cx25_cy10_cw75_w1597_n_r1_s.jpgЧастный автомобиль со спецсигналами, стоящий вдоль трассы рядом с «Уш Коныром». Алматинская область, декабрь 2015 года


Директор автовокзала Берик Абдрахманов тогда прокомментировал ситуацию. Он сказал, что лица, находящиеся в автомобиле, – контролёры «Уш Коныра», и что спецсигналы, которыми пользуется полиция, они купили на рынке и установили для того, чтобы автобусы могли увидеть их ночью. Берик Абдрахманов добавил, что все автобусы, которые не заключили постоянного договора с «Сайраном», с 2016 года будут заезжать на «Уш Коныр».

– Действительно, учредителем автовокзала «Уш Коныр» является Болат Назарбаев (брат Нурсултана Назарбаева, – прим. ОА). Мы – исполнители. Действуем согласно закону, – отметил он.

Оставить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опбуликован! Нужные поля помечены звёздочкой