Баткен. Мазар Азирети-Буа

Это святое место — күмбөз человека по имени Азирети. Мазар расположен приблизительно в 4 километрах к западу от села Баймак, Баткенской области. Склон горы, на которой стоит мазар, называется Келинчек-Таш. Благодатная река, которая течет рядом, — Хасан-Сай. Она берет свое начало в высокогорной долине Чакыр-Төр.

На святом мазаре люди построили заяраткана — ритуальный домик и очоккана – очаг для приготовления пищи. На паломничество сюда приходят бездетные, больные и  другие люди, нуждающиеся в божьей помощи. Они совершают необходимые ритуалы, режут баранов, готовят ритуальную пищу, читают молитву.

В народе сохранились разные истории, касающиеся ишана Азирети. Все они повествуют о том, что ишан Азирети был праведником и обладал огромной чудотворящей силой. Одна история повествует, как праведного ишана пытались испытать. Приготовили плов на большом блюде, сверху положили зарезанную собаку и подали Азирети. Когда блюдо подали, то собака, которая оказалась бешеной, ожила и убежала. С тех пор сюда на паломничество приходят те, кого кусают бешеные собаки. Здесь верят в то, что когда поклонение совершают люди праведные и богобоязненые, то
их дела непременно идут на поправку.

Однажды падишах в поисках другого ишана пришел сюда с пятью воинами и нашел его здесь. Когда пойманному связали руки-ноги и собирались увозить,  тот обратился к Эшен-Ата: “Я вкусил  вашей пищи, ел ваш хлеб и соль, теперь меня увозят, чтобы разрубить мечами”. Тогда Эшен-Ата сказал ему: “Когда над тобой занесут меч, скажи аба[1]”. Падишах со своими пятью воинами повесил ишана  на виселице, а тот  произнес при этом слово аба, и веревка оборвалась; пытался заколоть мечом, но ишан произнес слово аба, и меч не вошел в него. Так, падишах со своими воинами не смог убить ишана. Тогда падишах спросил: “Кто такой твой аба? Приведи его ко мне!” . Этим аба оказался Эшен-Ата.  Падишах сказал ему: “Выражая вам свое уважение, отдаю эту лошадь”. Опасаясь божьей кары, падишах велел мясникам зарезать лошадь. Когда собирались положить мясо в казан с сорока ушками, который легко вместил бы в себя тушу целой лошади, Эшен-Ата велел им положить тушу целиком, не разделывая. Конину сварили и съели. А Эшен-Ата взял кости лошади, завернул их в скатерть и оставил на поле. Когда он вернулся туда, кости превратились в живую лошадь, и Эшен-Ата надел на нее удила. Так, ишан вернул падишаху живую лошадь.

У Эшен-Ата была посевная земля. Однажды, встав ни свет-ни заря, он отправился на поле, вспахал его кетменем и засеял андаляком[2]. В этот день к нему пришли гости. Эшен-Ата велел работникам: “ Сходите на поле,  дыня поспела, принесите ее для гостей”. На это слуги возразили: “Вы ведь засеяли дыню буквально два часа назад, как же она могла поспеть за это время?”. А Эшен-Ата велел им все равно сходить на поле. Когда работники пришли, на грядках были уже поспевшие дыни. Так, гостей угостили свежей дыней. Некоторые паломники утверждают, что в Андижанском, Наманганском, Кокандском и Ферганском районах Азирети-Буа является самым крупным местом паломничества.


[1]Обращение к старшему по возрасту мужчине

[2]Сорт скороспелой маленькой дыни

Айгине

Оставить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опбуликован! Нужные поля помечены звёздочкой